Get Adobe Flash player

И.С.Тургенев "Стихотворения в прозе"

Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Пархомчук Т.В.

Русская литература 9 класс

«Только любовью держится и движется жизнь»

 

Тема: И.С.Тургенев «Стихотворения в прозе»

 

Цель:

- познакомить учащихся со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева, помочь постичь внутренний мир писателя, узнать о его личностных  качествах;

 - развивать умение анализировать, делать выводы, аналитическое мышление учащихся, умения и навыки связно, логично и свободно высказывать свои мысли ;

- доказать, что любовь – высшее человеческое чувство, показать её роль в жизни человека, формировать у учащихся высокоморальное представление о разнообразии любви: любовь к матери, любовь к ближнему, любовь к жизни, любовь к своему народу, родине.

 

I. ВЫЗОВ

1. Приём «свободное сочинение».

Тема: «Что я знаю о Тургеневе?»

Учащиеся по желанию зачитывают свои работы или рассказывают устно.

(Это задание учащиеся готовили дома)

 

2. Работа с опорными словами.

Читаем слова И.С.Тургенева, которые являются ключевыми к теме урока, высказывание на доске :

 

«Только любовью держится и движется жизнь» (И.С.Тургенев)

«Любовь столь же всесильна, что перерождает и нас самих» (Ф.М.Достоевский)

«Жизнь без любви не жизнь, а существование» (М.Горький)

«Какое это огромное счастье  любить и быть любимым» (А.П.Чехов)

«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери…»

«Не накликайте беды.

Люди, любите друг друга.» (Л.Щипачихина)

«Возлюби ближнего своего»

 …Есть любовь в человечьих душах,

 Которой в природе нет.

 Это – родины свет зовущий,

 Отчего дома свет. (С. Капутикян)

 ( Все высказывания помещены на «указателе направлений»)

 

Учитель:

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

(Учащиеся высказывают свои предположения)

Учитель формулирует тему урока.

-Согласны ли вы со словами И.С.Тургенева , что «только любовью держится и движется жизнь»? ( Обратить внимание учащихся, что тема любви – это особенная тема  в творчестве писателя: трогательная, сокровенная, многозначительная

 

3. Вступительное слово учителя:

«Лебединая песня» - так называли «Стихотворения в прозе» Тургенева. Они были напечатаны за год до  смерти писателя. Это своего рода поэтические завещания большого мастера, мудрого человека.

 

II. ОСМЫСЛЕНИЕ

 

  1. Работа с материалом учебника. Получение новой информации об И.С.Тургеневе ( ст.355-356)

Что же собой представляют «стихотворения в прозе» ? Ответ найдёте в учебнике, а также узнаете о последних годах жизни писателя. ИНСЕРТ.

 

Знал

Хочу узнать

Узнал

Заполняется в начале урока ( по сочинению «Что я знаю о Тургеневе?») и по ходу работы с материалом учебника

 

Заполняется в конце урока

Работа с таблицей.

 

  1. Слово учителя:

В предисловии к сборнику «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенев, обращаясь к читателю, просит читать их «враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и  которое-нибудь из них , может быть, заронит тебе что-нибудь в душу». С несколькими миниатюрами мы сейчас познакомимся.

 

Миниатюра «Воробей»

  1. Чтение миниатюры. Читает учитель.
  2. Первичное восприятие. Устно или письменно ответить на вопросы :

1)     Какие мысли и чувства вызвало стихотворение? О чём подумалось?

2)     Какие строки кажутся вам главными, особенно значимыми? Почему?

  1. Прочитать миниатюру ещё раз самостоятельно, улавливая её тональность, старясь вообразить сцену, перед которой рассказчик испытал благоговение.

Вопросы:

1)     Как удалось Тургеневу передать силу материнской любви, которая «сильнее смерти и страха смерти»? Обратите внимание на выражения «камнем упал», « с отчаянием и жалким писком прыгнул…».

Учитель:

- А теперь я ещё раз спрошу: о чём это стихотворение?

( О безграничной материнской любви)

Заполняют по ходу урока таблицу:

 

Любовь

Цитаты

Безграничная материнская любовь

«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери…»

 

 

 

 

 

 

Слово учителя:

   Следующая миниатюра посвящена Ю.П.Вревской. Кто она? Почему именно её Тургенев посвящает своё стихотворение? Ответ найдите в учебнике.

( Учащиеся находят ответ в учебнике)

Слово учителя:

     В 1877 году началась русско-турецкая война. Вревская собрала санитарный отряд на свои средства и отправилась в Болгарию рядовой сестрой милосердия. В Болгарии, в прифронтовом госпитале, Вревская неутомимо ухаживала за ранеными солдатами. Мыла, чистила, стирала, утешала, хоронила…

    Среди раненых началась эпидемия тифа. Вревская бесстрашно входила в тифозные бараки. чтобы помогать умирающим, утешать их в последний час жизни.

    Что было дальше?

Ученик читает миниатюру «Памяти Вревской»

  1. Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
  2. Какие нравственные идеалы утверждала своими поступками Вревская? Найдите слова, которые выражают сущность её жизненной позиции. ( 1 группа)
  3. Что вы можете сказать об отношении Тургенева к Вревской? ( 2 группа)
  4. Можете ли вы представить себя на месте Вревской?

 

   Сделайте вывод : о чём это стихотворение?

( О любви к ближнему, о бескорыстной любви к людям)

Заполняем таблицу:

Любовь

Цитаты

Безграничная материнская любовь

«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери…»

Любовь к людям, к ближнему

«Возлюби ближнего своего»

«Люди, любите друг друга»

 

 

 

 

 

 Миниатюра  «Мы ёщё повоюем»

  1. Чтение миниатюры. Читает ученик.
  2. Первичное восприятие:

1)     О чём это стихотворение  ?

2)     Какое настроение стихотворение?

3. Просмотрите миниатюру ещё раз.

1)Почему меняется настроение к концу стихотворения? ( 1 группа)

2)Как вы понимаете последнюю фразу «Мы ещё повоюем, чёрт возьми!» ( 2 группа)

( Учащиеся делают вывод, что писатель переживает трудный период в своей жизни, но при этом стихотворение наполнено оптимизмом и верой, жаждой жизни.)

4.О чём это стихотворение?

Заполняем таблицу:

Любовь

Цитаты

Безграничная материнская любовь

«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери…»

Любовь к людям, к ближнему

«Возлюби ближнего своего»

«Люди, любите друг друга»

Любовь к жизни

«Мы ещё повоюем, чёрт возьми!»

 

 

 

 

Слово учителя :

     И ещё одна миниатюра «Русский язык»

1. Чтение миниатюры. Читает учитель ( медленно , проникновенно).

2. Первичное восприятие:

1) Как вы поняли  это стихотворение , о чём оно? ( Тревожные раздумья писателя-патриота о своей Родине; учащиеся вспоминают, что в последние годы Тургенев жил вдали от родины, во Франции.

Работа с текстом миниатюры:

1) Как характеризует Тургенев русский язык ?

( Тургенев использует эпитеты, которые подчёркивают   его выразительность, точность и меткость, словарное богатство, дающее ему силу, способность к бесконечному развитию.)

2)Какова основная мысль? Найдите слова в тексте.

( Учащиеся читают последнюю строку стихотворения и делают вывод: такой язык вселяет уверенность, что народ – его носитель – достоин лучшей жизни.)

3)     Каким предстаёт перед нами автор этого стихотворения? (Любящим свой родной язык, свой народ, свою родину)

Заполняем таблицу:

 

Любовь

Цитаты

Безграничная материнская любовь

«Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери…»

Любовь к людям, к ближнему

«Возлюби ближнего своего»

«Люди, любите друг друга»

Любовь к жизни

«Мы ещё повоюем, чёрт возьми!»

 

Любовь к родине

…Есть любовь в человечьих душах,

 Которой в природе нет.

 Это – родины свет зовущий,

 Отчего дома свет.

«Нельзя быть человеку счастливым, если он идёт по жизни без родины в сердце»

 

III. РЕФЛЕКСИЯ

 

Учитель:

- Ребята, что вы можете сказать о нравственных качествах человека, умеющего так любить и восхищаться, об И.С.Тургеневе?

- Что вы можете сказать о роли любви в жизни человека? Действительно ли только любовью держится и движется жизни?

( Учащиеся делятся своими мыслями. Если позволяет время урока, можно использовать приём «Письмо по кругу»: работа в группах. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.  Озвучивание написанного. Учитель  может предложить  также учащимся составить «синквейн» о Тургеневе или по теме урока.)

Возможные синквейны:

 

Тургенев

Великий, талантливый

Учит думать, сострадать, любить

Пробуждает высокие чувства

Патриот

 

Любовь

Безграничная, жертвенная

Сострадает, помогает, защищает

Только любовью держится и движется жизнь

Смысл жизни

Что узнали на уроке?  ( заполняется таблица)

О чём заставил задуматься сегодняшний урок?

Какие выводы вы сделали для себя?

 

 

Домашнее задание:

На выбор:

 1.   Ваши знания о личности и творчестве И.С.Тургенева расширились. Попытайтесь составить рассказ об этом человеке и писателе, используя биографический материал, содержание произведений, цитаты из них. План выполнения задания на ст. 361. Постарайтесь в этом сочинении выразить своё отношение к Тургеневу и его творчеству, помня, как хотел писатель, чтобы какое-нибудь его стихотворение заронило «что-нибудь в душу» читателя.

2. Напишите эссе «Только любовью держится и движется жизнь».

 

Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке. Выставление и комментирование оценок.

 

Заключительное слово учителя:

                  В жизни случается всё : и горе, и болезни, и обиды, и всякие другие невзгоды. Но настоящий человек защищён и в беде высшими, непреходящими ценностями : верностью идеалам, умением любить и верить, наслаждаться прекрасным, быть стойким в труде, в борьбе за правду. И понимать всю ответственность за свою жизнь, за жизнь всего человечества.

Этому учит нас И.С.Тургенев.

Урок окончен.

 

 

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

Прогноз погоды

Интернет ресурсы

Статистика

Пользователи : 1319
Статьи : 355